Перевертыш

Скомбинируем несколько старых приемов и одни новый и покажем, как еще можно обыграть тему пошлин.

“Госсекретарь США Коля Павлов заявил, что Америка собирается повысить ввозные пошлины на российские автомобили марки “Кирпич” для защиты интересов американских производителей металлолома”.

Нетрудно узнать пару каламбуров: Колин Пауэлл и Коля Павлов, автомобиль марки “Москвич” и марки “Кирпич”.

Но тут есть и новый прием: перевертыш. Он заключается в том, что нечто заменяется на его противоположность. Плюс дается намек на то, почему такая замена не лишена смысла. Проблема ввоза автомобилей из Америки в Россию превращается в проблему ввоза из России в Америку. Высокотехнологичное изделие – автомобиль – превращается в совсем нетехнологичное – металлолом. Все это сопровождается намеком на то, что автомобили этой марки по своему качеству с точки зрения американцев недалеко ушли от металлолома.

Еще пример. “Разбился самолет. Есть жертвы. Вовремя прибыла скорая помощь. Жертв могло бы быть больше, но, к счастью некоторые жертвы успели покинуть место катастрофы до приезда скорой помощи.” Перевертыш заменяет смысл скорой помощи на противоположный: не помощь жертвам, а угроза для них.

Итак, схема перевертыша проста: замена фразы или слова на противоположное обеспечивает эффект неожиданности. А обнаружение намека на то, что эта неожиданность обоснована, рождает эффект озарения.

Самый примитивный вариант перевертыша я называю “возвратом”: “Ты – дурак, ты – сам дурак!”. Один человек оскорбляет или критикует другого, а другой отвечает практически той же самой фразой. Но в таком звучании местоимения несут противоположный смысл. Возникает перевертыш. Но он настолько прост и привычен, что добиться эффекта неожиданности с помощью подобого перевертыша практически невозможно. Иногда ответная фраза формулируется другими словами, оставаясь той же по смыслу. Это тоже сильно портит эффект неожиданности. В ответ на проявление агрессии в виде критики или оскорбления мы заранее ожидаем услышать критику и агрессию на ту же тему.

Смотри ранее

Продолжение следует

ИНФОБИЗНЕС в сети