Полет фантазии

Полет фантазии или разные виды бунта

В этой главе мы рассмотрим разные виды бунта, связанные с демонстративно легким преодолением запретов, накладываемых природой. Нарушение этих запретов, тем более легкое нарушение, невозможно в реальности. Поэтому бунт против законов природы происходит всегда в фантазии, в сказках.

Наиболее неприятным ограничением, которое налагает на нас природа, является ограничение на длительность приятнейшего процесса, называемого жизнью. Преодоление этого ограничения возможно лишь частично и сопровождается большими усилиями и отказом от многих других приятных процессов. Поэтому бунт против смерти является одним из важнейших типов бунта.

Важно заметить, что бунт против смерти и черный юмор – разные вещи.

Черный юмор – это любой юмор, связанный со смертью или тяжелыми травмами. Это может быть и бунт, и аникс, и стеб. Страх смерти или увечья всегда ослабляет эффект о черного юмора и, в частности, от бунта против смерти.

В качестве примера приведу анекдот, рассказанный Leonid-ом на форуме membrana.ru. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность ему за много интересных соображений. Они в конечном счете привели меня к решению выделить бунт в отдельный тип смешного и к изменению логических построений для стеба в сторону большей точности.

Итак, обещанный пример: “Ежик шел-шел, забыл, как дышать, и умер. Вспомнил, встал, дальше пошел”. Здесь мы видим бунт против смерти, слишком легкое воскрешение. Здесь также есть дополнительный слабый аникс. Элемент неожиданности: как это можно забыть дышать? И элемент озарения: ну раз ежик может так легко перестать дышать, то что ему стоит так же легко воскреснуть?

Ограничение на длительность жизни – не единственный из законов природы, которые мы были бы не прочь отменить. Также хочется сказать о том, что люди всегда мечтали летать, как птицы. Изобретение самолетов лишь частично воплотило эту мечту в жизнь. Хочется какого-нибудь более простого способа преодолеть это ограничение, чем самолет.

В связи с этим хочу вспомнить известную серию книжек Джоанны Роулинг о Гарри Поттере и серию-пародию русского писателя Дмитрия Емеца о Тане Гроттер. У Роулинг малолетние волшебники учились летать на метлах. Вот пример более легкого способа полета, чем самолет.

То, что такой вариант бунта давно известен, сильно ослабляет эффект. Все же новизна имеет значение и для бунта. У Емеца же юные волшебники летают на чем попало: на контрабасах, пылесосах и даже часах с кукушкой. Это – уже гораздо более нестандартный и смешной ход, поскольку имеется и новизна.

В заключении напомню о бунтарской серии анекдотов о сверхскорости, сверхточности и прочих сверхспособностях. Например: “Что такое сверхскорость? Это когда плюешь с десятого этажа, успеваешь сбежать вниз и получить плевок себе на макушку.”

Хотелось бы заметить, что очень часто при бунте в исполнении фантастических персонажей имеется некоторый элемент стеба над этим персонажем. Вспомните глупого ежика, который вдруг забыл, как дышать. Или вспомните того сверхскоростного супермена, который в результате плюнул сам себе на голову.

Я думаю, что этот стебовый элемент призван ослабить нашу зависть к персонажу. Ведь зависть является одним из неприятных ощущений, противоположных радости. Мы, реальные, не способны повторить действия фантастического персонажа. Поэтому надо его слегка унизить, чтобы нам не было обидно и завидно.

Итоги

Подведу основные итоги.

Формализация чувства юмора возможна. Формализация творчества юмориста также возможна.

Решение этих задач основано на решении более простых задач уровня 2.

К ним относятся:

  • Распознавание некоторых специфических зрительных и звуковых образов.
  • Распознавание физических и простейших психических удовольствий и неудовольствий.
  • Распознавание нарушения правил морали с точки зрения аудитории.
  • Распознавание достижения цели.
  • Распознавание ограничений на выбор действий, ведущих к цели.
  • Построение прогнозов на ближайшее будущее.
  • Сопоставление происходящего с известными законами природы.
  • Распознавание слабостей.

Все эти задачи могут быть решены частично, и чувство юмора будет улучшаться по мере того, как решение этих задач будет становиться все полнее.

Решение главной задачи распознавания смешного на основе этих задач выглядит следующим образом.

Существует 6 механизмов, вызывающих улыбку и смех.

Смешное, соответственно, делится на шесть видов:

1. Притворное.
2. Рефлекторное.
3. Радость.
4. Аникс.
5. Стеб.
6. Бунт.
Каждый из видов вносит свой вклад, и вклады эти суммируются. Вклады от всех типов, кроме радости и притворного, выражаются положительным числом. Вклад от радости может быть отрицательным, что соответствует печали. Вклад от притворного смешного также может быть отрицательным, что соответствует нежеланию показывать смех. Сумма вкладов определяет интенсивность реакции: от слабой усмешки до долгого хохота. Конкретная величина каждого элемента суммы вычисляется по тому, насколько сильно ситуация соответствует одному из законов. Сила соответствия определяется числовым описанием характера смеющегося, то есть, большей или меньшей его чувствительностью к каждому из элементов в нужном законе.
Из этих типов смешного юмором в обычном понимании являются только аникс, бунт и стеб. Но если имеет место аникс, бунт или стеб, то остальные три вида смешного также вносят свое влияние в силу реакции, поэтому их исключать нельзя.

Формулировка законов для каждого вида смешного:

1. Притворный смех является сознательным. То есть, сначала принимается решение о том, что надо улыбнуться или посмеяться, а потом, следует реакция. И человек хорошо помнит о том, что он принял такое решение.

2. Рефлекторный смех заключается в том, что в ответ на привычное раздражение органов чувств мы отвечаем привычной реакцией. Рассматриваются только простейшие, неабстрактные виды раздражения в соответствии с биологическим термином “рефлекс”.

3. Радость образуется в результате получения удовольствия. Печаль образуется в результате противоположных ощущений. Удовольствие и неудовольствия перечисляются явно как физические ощущения и некоторые виды эмоций.

4. Основной закон юмора. Для того, чтобы создать эффект аникса необходимо и достаточно создать у аудитории неожиданность, которая вскоре и резко сменится озарением.

5. Основной закон сатиры. Для того, чтобы создать эффект стеба необходимо и достаточно в не слишком жестокой форме продемонстрировать чью-то слабость.

6. Основной закон бунта. Для того, чтобы создать эффект бунта, необходимо и достаточно про
демонстрировать способность легко преодолевать какие-нибудь ограничения, которые обычно трудно или невозможно преодолеть.

Уточнение терминов, использованных в этих законах, см. в соответствующих разделах.
На все вместе в той или иной мере влияет повторение ситуации.
На рефлекторное смешное – повторение вызывает закрепление реакции.
На радость – повторение вызывает медленное (в течении лет) ослабление реакции.
На аникс – исчезновение реакции после 1-2 повторов.
На стеб и бунт – исчезновение реакции после десятков повторов. На притворное смешное влияния нет.

Помимо детализации этих закономерностей, вы найдете здесь разбор многих конкретных приемов, которые помогают проявлять остроумие.

Мне не встречались похожие формулировки, определяющие необходимые и достаточные условия для распознавания действия или фразы как остроумной и смешной. За период времени, прошедший от появления первой версии, мне никто ни о чем подобном не рассказал.

Напротив, я постоянно слышу о том, что чувство юмора – штука загадочная, нечто вроде неуловимого движения души. Недавно КВН-щики эдак патетично-удивленно-риторически вопрошали зал:

“Кто знает, почему одному человеку смешно, а другому нет? Почему, такая фраза смешна, а такая – нет?”.

Казалось бы, кому, как не КВН-щикам знать ответ на этот вопрос? Так нет же, они тоже действуют неосознанно, интуитивно!

Что касается меня самого, то для меня оказался откровением тот факт, что половина остроумия основана на чужом унижении.

Несомненно это – проявление агрессии. Cтеб требует весьма терпеливого, самокритичного и снисходительно настроенного собеседника. Что бывает не так уж часто. И соответствующего поведения от вас. Но он может быть также средством отпора и возмездия.

В остальных случаях лучше стебаться не над присутствующими.

Вот скорее и все, что можно сказать о антологии юмора. А если кто-то не понял, то лучше всего перечитать или начать с начала читать.

ИНФОБИЗНЕС в сети